Адаптивная физкультура

Адаптивная система ставит своей целью не столько улучшение состояния здоровья человека с ограниченными возможностями, сколько восстановление его социальных функций, корректировку психологического состояния.

Цели и задачи

Часто адаптивная физическая культура становится единственной возможностью человека с инвалидностью стать членом общества. Главной целью специальной физической культуры является адаптация человека с ограниченными способностями в социуме, трудовой деятельности.

Исходя из индивидуальных физических возможностей человека, уровня оснащенности профессиональными кадрами и материалами, ставятся разные задачи адаптивной физической культуры. Но основные направления деятельности остаются неизменными. Общие цели следующие:

  1. Коррекционно-комплексная работа над выявленным физическим отклонением. В большинстве случаев такая деятельность проводится как по основному заболеванию, так и по сопутствующим проблемам. Например, при ДЦП уделяют внимание не только развитию мышц, суставов, координации движения, но и зрению, речи и другим обнаруженным проблемам со здоровьем.

  2. Профилактическая задача заключается в проведении мер, направленных на общее улучшение самочувствия ребёнка, повышение сил и возможностей, укрепление иммунитета.

  3. Образовательные, воспитательные и развивающие задачи адаптивной физической культуры также являются немаловажными. Ставится цель привить детям с ограниченными возможностями понятие физической активности как ежедневной неотъемлемой части жизнедеятельности, обучить культуре спорта, правилам поведения в команде и во время соревнований.

  4. Психологические задачи являются важными составляющими направления физкультуры для детей-инвалидов. Нередко встречается асоциализация человека не столько из-за какого-либо отклонения в здоровье, сколько по причине неуверенности в собственных силах, неумении взаимодействовать с другими людьми, непонимании места в обществе.

Виды

Принято выделять следующие виды адаптивной физической культуры:

  1. Специальное образование предполагает обучение детей с ограниченными возможностями теоретическим и практическим основам физической культуры.

  2. Реабилитационное направление включает разработку интегрированных комплексов спортивных упражнений, направленных на социализацию ребёнка с ограниченными возможностями путем раскрытия и усовершенствования физических навыков.